Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры
Саратовское региональное отделение

Балашовский мост стал объектом культурного наследия

23.06.2021

На минувшей неделе в список выявленных объектов культурного наследия включен железнодорожный мост в городе Балашове. Строение соединяет два берега через реку Хопер. Напомним, ранее общественный научно-методический совет рассмотрел данный объект и рекомендовал его к внесению в список выявленных.

Согласно собранным данным мост начал строиться в составе линии Тамбов-Камышин Рязано-Уральской железной дороги и вступил в строй в 1894 году.

Вероятнее всего, пролетные строения моста были выполнены по типовому проекту, разработанному Л.Д.Проскуряковым для установки на мостах Рязано-Уральской железной дороги. Пролетные строения имели треугольную решетку главных ферм и криволинейный нижний пояс. Применение треугольной решетки главных ферм, характерной для современных конструкций, позволяло в ряде случаев добиться существенной экономии металла. Так, пролетное строение с треугольной решеткой и полигональным верхним поясом длиной 109,2 м, спроектированное инженером Е. И. Ададуровым для моста через реку Хопер , оказалось на 17,5 % легче таких же по длине пролетных строений Иртышского моста.

Во время Великой Отечественной войны мост подвергался активным бомбардировкам силами противника. Балашовский узел входил в состав Юго-Восточной железной дороги, которая с первых месяцев войны имела исключительно важное значение. Она представляла собой самый короткий и самый мощный путь из южных и юго-восточных районов на восток и в центр страны. Юго-восточная дорога обслуживала территорию в 400 тысяч квадратных километров. В 1942 году немцы подошли к Сталинграду. Паровозники Балашовского депо стали перевозить войска, военную технику и другие материалы на Сталинградский фронт. Через Балашов проходили эшелоны с войсками, танками, орудием, боеприпасами. Обратно из Сталинграда шли поезда с ранеными, в городе было много госпиталей. Особенно сильному налету подвергся город и железнодорожный узел в августе 1942 года и летом 1943 года. Было сброшено свыше 200 бомб. Сильное повреждение получили пути северного и южного парка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться: