Друзья, вот и наступил 2025 год! Время, в котором мы живем сейчас.
Можно попробовать представить Саратов, например, 2125 года – цифровой арсенал нейросетей сформирует картинку будущего городского пространства.
А каким был Саратов столетие назад? Что сохранилось от той поры, а что ушло в Лету?..
«Много уничтожило безжалостное время и рука человека. У нас мало кто понимает красоту и дух архитектуры» — эти слова были сказаны еще 100 лет назад!
«Так от всей бурной строительной эпохи до нас дошло только несколько десятков зданий. Среди них много уже полуразвалившихся, о некоторых напоминают только лишь фрагменты вкрапленные в современные постройки, да в глубине дворов мелькают старые-старые надворные постройки» — строки из очерка А. Ручьевой «Архитектура Саратова», опубликованные в настольной справочной книге «Весь Саратов»: альманах-справочник на 1925 год / под ред. Д. М. Борисова. Данное издание было подготовлено Губернской комиссией по улучшению быта детей при Сар. Гик`е в благотворительных целях: весь чистый сбор предназначался в пользу беспризорных детей Саратова.
Обозначая актуальность материала, автор А. Ручьева отмечает: «Настоящий краткий очерк не претендует дать исследования отдельных памятников архитектуры Саратова или дать исчерпывающий систематический обзор, не приведенных еще в известность в местной литературе, памятников. В очерке намечаются основные вехи исследования памятников и указывается их место в истории русской архитектуры».
Предлагаем вам ознакомиться с данной статьей. Интересны взгляды и трактовки того времени на архитектурные памятники. Проходя мимо некоторых из них сейчас, например, около здания Управления Приволжской железной дороги, являющегося архитектурной достопримечательностью города (ранее Рязано-Уральской железной дороги, ул. Московская, 8), навряд ли возникнет ассоциация с «многоэтажным ящиком» или «дом в духе делового 20-го».
Статья приводится с авторской орфографией и пунктуацией.
Архитектура Саратова: очерк А. Ручьевой
Все, что писалось когда-либо о Саратове, писалось в интересах историко-культурных, а не в интересах изучения памятников архитектуры. Немногочисленные здания Саратова «исторической давности» (XVII ст.) и т. н. памятники «несовершеннолетней архитектуры» (XIX ст.) своим содержанием, формой, изысканностью деталей превосходят бесчисленные ординарные дома, особняки modern, доходные дома и холодные казармы старых учреждений и не уступают порой памятникам древних исторических центров.
Много среди них доморощенных, наивных и смешных провинциальных отзвуков, они забавны и трогательны, а временами очаровательны.
Но есть памятники художественной ценности, дающие матерьял исследованию в связи с новыми методами изучения русского искусства. Все же вместе они могут представлять ценный материал для истории культуры местного края. Настоящий краткий очерк не претендует дать исследования отдельных памятников архитектуры Саратова или дать исчерпывающий систематический обзор, не приведенных еще в известность в местной литературе, памятников. В очерке намечаются основные вехи исследования памятников и указывается их место в истории русской архитектуры. Очерк разделяется на периоды, не только в интересах удобства, но и в следствие реальных исторических условий, влияющих на развитие и появление в Саратове тех или иных архитектурных форм, господствующих в обще-русской архитектуре.
О внешнем виде Саратова, его деревянной архитектуре начала XVII ст. мы можем судить по описанию Олеария (тогда город был на луговой стороне) приведенному в его путешествии. Сторожевой городок по-видимому мало чем отличался от подобных же пунктов нижнего Поволжья начала XVII ст., отмеченных как у Олеария, так и у других путешественников иностранцев.
С конца XVII в.(время нового возникновения Саратова на правом берегу) до половины XVIII город был попрежнему почти целиком Старый
Следовательно до нас не могло дойти и следов первоначальной гражданской архитектуры города и его интересных укреплений.
Древне-русское гражданское зодчество было консервативно, поэтому о деревянной архитектуре Саратова можно говорить a priori по аналогии с другими городами данной эпохи, где господствовали те же типы зданий, за малым исключением в деталях планов и конструкции. Но подобная работа в данном очерке не продуктивна.
Церковное зодчество Саратова, в конце XVII века уже перешедшее к каменной конструкции, дает нам два памятника, нерушимо стоящих и сейчас, Троицкий Старый собор и Крестовоздвиженская церковь Девичьего монастыря, что на Покровской улице. Оба памятника для нас представляют не малую художественную ценность. В XVII-XVII (видимо XVIII) они были самыми достопримечательными зданиями города и по своему внешнему художественному содержанию и по тому внутреннему глубокому значению, которое они играли в духовной жизни города.
Старый собор (1674-1826) стоит на площади в центре старого города. Вокруг него группировались административные учреждения, базар, торговые ряды и дома зажиточных граждан. Из этого центра шли по разным направлениям главные улицы сохранившие и до нас свое древнее направление. Собор, сначала деревянный, соорудили стрельцы, а в 1694 г. его перестроили в каменный. В середине XVIII века к нему пристроили трапезную и галерею вокруг, а в начале XIX в. укрепили контрфорсами. И так он стоит до наших дней. По своей конструкции, плану, фасаду, архитектурным формам и декоративным деталям собор примыкает к группе многочисленных московских церквей, т. н. нарышкинского стиля. По своей изысканной простоте и ясности памятник представляет редкий тип национального церковного зодчества XVII в., которое в XVIII в. стало на иной путь, а в наши дни совершенно умерло. В соборе хранилось немало древностей, из`ятых теперь Губмузеем.
К нарышкинскому стилю принадлежит и монастырская церковь. Настоящий вид она получила в 1740 году, возобновленная после пожара. Тогда она и получила более поздние, многосложные декоративные элементы уже вполне развившегося нарышкинского стиля (русского барокко). По архитектурным достоинствам этот памятник равноценен старому собору. В настоящее время ней не совершают богослужения, по ее ветхости, церковь окружили позднейшими монастырскими зданиями, из-за которых с улицы виден только кружевной восьмигранник, да живописная главка-луковка. Прочие церкви в районе старого города, построенные в XVIII в., утратили уже давно свои первоначальные формы и особого художественного интереса не представляют.
К концу XVIII века Саратов из незначительного сторожевого пункта превратился в один из лучших городов Поволжья. Его выгодное положение на реке привлекало пришлый люд еще с самого основания. А когда в 1781 г. Екатерина II сделала его столицей округа, состав населения не только стал пополняться, но и изменяться.
Новый административный центр привлекал дворян, не имевших до того тяготения к Саратову, новые кадры чиновников. А еще несколько ранее в городе поселилось много немцев-ремесленников и торговцев тз вызванных той же Екатериной в заволжские степи колонистов. Город стал быстро расти. К началу XIX в. Его границы отодвинулись за пределы Театральной площади с одной стороны, а вдоль Волги Саратов тянулся уже за Ильинскую площадь. Город пришлось снова распланировать, что и было сделано в 20-х годах. Центр города перенесли на Ново-Соборную площадь, где стали строить присутственные места. Вид города вкорне изменился. Его процветание, как нового культурного и экономического центра совпало с эпохой, наиболее сильной в русской архитектуре (время Екатерины II, Александра I, Николая I). Эпоха была сильна с точки зрения абсолютного достоинства памятников и их законченности и благородства. Саратов попал в строительную полосу, охватившую давно другие провинциальные города. Манией строительства заразились все от мала до велика. Вслед за губернатором строились чиновники, дворяне, купцы. Заказчик и строитель и у нас в Саратове старались показать потомству, что в их век и в их земле знали вкус. Для помощи губернским архитекторам вызвали из Пензы зодчих. А проекты более важных зданий присылались из Министерства Внутренних Дел, так же как и архитектора С. Петербургского строительного комитета, напр., Л. Руска, Демерцов, Фокт и др. Материал для построек привозили не только из Вольска, Симбирска, но и с далекой Камы. Дома возводились из камня и редко деревянные. Эта старая культура сначала вырождалась, а теперь исчезает и гибнет, гибнут и вещественные памятники. Так от всей бурной строительной эпохи до нас дошло только несколько десятков зданий. Среди них много уже полуразвалившихся, о некоторых напоминают только лишь фрагменты вкрапленные в современные постройки, да в глубине дворов мелькают старые-старые надворные постройки. Много уничтожило безжалостное время и рука человека. У нас мало кто понимает красоту и дух архитектуры.
Обзор этой эпохи я начну со Старо-Соборной площадки, где стоит не одно здание могущее заинтересовать нас.
Здесь долгое время оставался торговый центр, вокруг которого группировались дома купцов. На площади у собора, где когда-то стоял обширный воеводский двор, в конце XVIII века вырос грандиозный дом с колоннадой винного откупщика Устинова (1789) (см. рис.1).В этом здании, известном как старая семинария до войны помещалось училище глухо-немых. Теперь нутрии оно полуразрушено, а снаружи закоптело, облупилось, но все еще производит впечатление. Это характерный памятник Екатерининского классицизма не только для такой глуши как Саратов. Не отличаясь тонкостью профилей и деталей он несколько наивен по стилю «сыроват», но интересен по замыслу и целен для эпохи. Его колонны с густыми коринфскими капителями группируются портиками очень живописно. В живописности и сочности нельзя отказать орнаментации стен и фризов здания.
По другую сторону собора на месте ветхого деревянного гостиного двора возвели (1811) новый каменный (см. рис.2). В начале нашего столетия железнодорожное правление купило это здание на слом и тогда же выстроило на его месте многоэтажный ящик – дом в духе делового 20-го. К этой громадине в уголке у Никольской церкви прилепился только фрагмент старой когда-то сложной постройки. А в последние дни и тот кусочек был разобран.
Гостиный двор был интересно задуман в виде Каре по западной стороне площади. Скромные арки с малотийским крестом в замке покоились на живописно рустованных квадратных столбах. Мотив редкий в русском классицизме. Сферические паруса между арок были заполнены простыми круглыми медальонами. Углы разделены скромными прямоугольными углублениями. Покрытие плоское с далеко выступающим карнизом. По южной стороне площади, где стояла когда-то ратуша, перенесенная после на берег Волги, выстроились еще купеческие дома. Они мало интересны и от эпохи восприняли только мелкие детали большого стиля, приютившиеся на глади их стен.
А с севера площадь украсилась только в конце 20-х годов зданием (где в наши дни помещалось II реальное училище) (см. рис.3) в дополнение к гостиному двору. Так арки образующие ложу на которую выходят окна первого этажа, не менее интересны. На них покоится ложный портик, колонны которого несут короткие коринфские капители. А над ним треугольный фронтон, прорезанный полуциркульным трехпролетным окном. Ритм колонн, трехпролетные окна говорят о более позднем классицизме, нежели мы видим в других зданиях площади.
Вверх по Ленинской (Московской) улице на углу Чернышевской (Б. Сергиевской) двухэтажное здание. Угол его виде павильона с куполом и колоннами, довольно плохо сочиненный, напоминает Казакова, это отголосок его Московской школы. Саратовский мастер пытается скрасить однообразное здание еще фронтончиками с люнетами и прямыми карнизами. Более удачно спроектировано здание, принадлежащее дому Трудолюбия, что видно по его сохранившимся частям вдоль улицы.
Это длинное одноэтажное здание с красивыми портиками и нишами, в нем повидимому, помещались службы. Профиля и детали строго продуманы и хорошо прорисованы. Главный корпус здания перестроен. Напротив на углу Ленинской (Московской) стоит старый губернаторский дом, где потом уже помещалась Мещанская Управа. Внешний вид здания совершенно изменен. Внутри же интересен парадный зал с колоннами и хорами. Во дворе сохранились интересные надворные службы начала 50-х годов. Тут же по Соляной ул. остались каменные лабазы, двери которых обделаны виде ложных портиков с двумя приземистыми колоннами, а над ними полуциркульные окна. Интересна окраска этих лабазов – красный фон и синие детали.
По западной стороне Михаило-Архангельской площади рядом с бывш. Киновией стоит большое серое здание с четким, простым, белым портиком. Все пропорции несколько вытянуты, но впечатление живописности этим не умаляется (см. рис.4).
Особенно интересные здания сохранились по М.-Сергиевской и Рабочей улицам. На М.-Сергиевской ул., против Князевского переулка, на высокой стороне, вглубине за решеткой стоит дом-памятник 30-х годов прошлого столетия – дом Пшеничного (см. рис. 5). Фасад его украшен выносным портиком с ионическими колоннами. Портик образует балкон на простых арках. Над балконом площадка, на которую выходит мезонин. Это неизменная деталь барских особняков. И дальше по этим улицам встречаешь не одно такое здание, в которых иные детали — как круглые портики, или виде лоджии с мезонином и без него. Особенно интересно здание бывшей I мужской гимназии, — когда-то дом губернатора Панчулилзева.
Это был почти дворец. С трех сторон его украшали портики ионические, из которых сохранился один теперь по гимназической улице и тот скоро упадет. Над средним портиком высился мезонин с балконом. И тут опять были интересные колонны подпирающие перекрытие, украшенное интересным уступчатым фронтоном.
Все вышеупомянутые здания строились местными зодчими – это все провинциализмы русской архитектуры.
В Саратове же есть два памятника русского ампира – Александровского классицизма, построенные по проектам крупных русских мастеров начала XIX столетия – Стасова и Л. Руска. Стасов создал яркий памятник-мавзолей (см. рис. 6). Это – Новый Собор, в котором он применил популярный в ту эпоху мотив часовни – мавзолея. Идея воплощена в интересном сочетании форм квадрата и полуциркульных линий. Подобная идея встречается и до Стасова, но исключительно в сочетании форм круга.
Л. Руска дал проект церкви мужского монастыря. Это типичный храм русского классицизма; в плане его равноконечный латинский крест. Портики, купол, башни-колокольни – все это типичные черты стиля.
В этом здании не выражено ярко индивидуальность автора, но видно все же влияние большого мастера, наделенного изысканным вкусом и имеющим свою физиономию.
Конец XIX столетия и наш век Саратову в смысле особой архитектурной ценности ничего почти не дали. В это время архитектуре пред `являются требования комфорта, уюта, полезной площади, гигиены. Буржуазия не отдает предпочтения одному стилю, созданному данной эпохой, а любит все стили – или точнее не любит ничего.
Так успевают отдать дань национализму, романтизму, подражают Греции, Ренессансу, Готике и приходят в конце-концов к стилю «moderne», по идее напоминающему барокко XVIII века.
В Саратове после особняков Александровско-Николаевского классицизма бок о бок, — в одно время такие дома, как Кокуевский (Чернышевская ул.) (см. рис. 7) в духе романтизма начала 40-х годов и Смирнова в стиле барокко, т. е. современной его интерпретации.
Не следы ли романтизма замечаются в доме О-ва истории, Археол. И Эт. на Б. Кострижной ул., где так много увлечения мавританской орнаментикой.
Отзвуки романского стиля и своеобразного национализма немцев-котоликов сказывается в их каменном храме (1878-1880) нау лице Республики. Тогда как в лютеранской церкви (1877) – явные следы поздней немецкой готики. В православном Владимирском соборе (1889) на Полтавской площади смешаны в одно византийский купол, древне-русские шатры, мавританские арки. В 90-х годах строили красные многоэтажные дома с тяжелой, нудной, каменной резьбой по фасаду всевозможных стилей, с чугунными балконами. Дом Шмидта, Вакурова и др. Перед войной появилось много вычурных, кокетливых особняков – местных купцов, мукомолов — в стиле modern и даже «в греческом вкусе» (см. рис. 8). Выросло несколько доходных домов, порталы которых подпираются кариатидами, а крыши украшены и рыцарями, и химерами (см. рис. 9), и ряд зданий для образцовых школ. Это ящики с огромными окнами, где по скудному полю стен разбросаны венки и ленты. Все проекты подобных зданий великолепно приспособлены к их нуждам, но забыта художественная цельность. В сложно задуманных зданиях Университета (см. рис. 10) мастер напротив хорошо разрешил задачу. Он применил барочные и античные элементы в духе нового времени, но строго продумал и согласовал их с назначением здания. Некоторые детали высоко-художественны. Напр., вестибюли-стены их разделаны пилястрами, обрамлены ионическими колоннами из цветного мрамора, а карнизы по верху из сочных чистых иоников. А уютная аудитория анатомического театра напоминает нам лучшую пору классицизма XVIII века в проектах архитекторов Гондуэна для медицинской школы в Париже.
Еще много можно было бы сказать как про здания Университета, так и про другие менее или более значительные для города. Но тогда уже придется выдти за намеченные пределы очерка, где я пытаюсь впервые вкратце об`единить всю архитектуру Саратова и наметить путь детального изучения художественных памятников искусства и истории местной культуры.