Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры
Саратовское региональное отделение

Закон взял под охрану непризнанные объекты культурного наследия

22.04.2024

С 15 апреля 2024 года вступил в силу очередной пакет изменений в базовый Федеральный закон 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия…», утвержденный специальным Федеральным законом 472-ФЗ от 4 августа 2023 года.

На территорию выявленного ОКН, не являющегося достопримечательным местом, распространяются требования к деятельности в границах территории реестровых ОКН, предусмотренные подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 51 73-ФЗ;

определены виды разрешенной деятельности на территории выявленного ОКН – достопримечательного места, в т. ч. текущий ремонт, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства без увеличения их объемно-пространственных характеристик, строительство в целях воссоздания утраченной градостроительной среды или в рамках регенерации историко-градостроительной или природной среды ОКН;

запрещается снос объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;

дополнен список целей проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ): обоснование изменения границ территории ОКН; отнесение ОКН к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов РФ либо объектам Всемирного наследия;

объекты проведения ГИКЭ дополнены соответствующим указанием на документацию (документы), обосновывающие: изменение границ территории ОКН; установление требований к осуществлению деятельности, ограничений использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места; уточнение сведений об ОКН, выявленном ОКН; установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

Наиболее важной новацией является прямой запрет сноса объектов, в отношении которых подано заявление о постановке под госохрану, включенных в соответствующий официальный перечень – «объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия». Разумеется, до окончания процедуры подтверждения историко-культурной ценности.

Ранее такие объекты собственники и застройщики стремились немилосердно снести, пока их ценность не успели подтвердить официально. Органам охраны наследия иногда удавалось защитить такие объекты, опираясь на собственный авторитет, энтузиазм и толкования некоторых других статей 73-ФЗ.

Теперь у них (как и у общественности) появился неотразимый законодательный аргумент.

Почти одновременно Конституционный Суд Российской Федерации принял специальное постановление, которым указал на право судов применять «меры предварительной защиты по административным искам в сфере охраны объектов культурного наследия», обязывая собственников зданий или земельных участков не сносить объекты, «обладающие признаками», до решения органов охраны памятников об их статусе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться: