С 15 апреля 2024 года вступил в силу очередной пакет изменений в базовый Федеральный закон 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия…», утвержденный специальным Федеральным законом 472-ФЗ от 4 августа 2023 года.
На территорию выявленного ОКН, не являющегося достопримечательным местом, распространяются требования к деятельности в границах территории реестровых ОКН, предусмотренные подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 51 73-ФЗ;
определены виды разрешенной деятельности на территории выявленного ОКН – достопримечательного места, в т. ч. текущий ремонт, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства без увеличения их объемно-пространственных характеристик, строительство в целях воссоздания утраченной градостроительной среды или в рамках регенерации историко-градостроительной или природной среды ОКН;
запрещается снос объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
дополнен список целей проведения государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ): обоснование изменения границ территории ОКН; отнесение ОКН к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов РФ либо объектам Всемирного наследия;
объекты проведения ГИКЭ дополнены соответствующим указанием на документацию (документы), обосновывающие: изменение границ территории ОКН; установление требований к осуществлению деятельности, ограничений использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места; уточнение сведений об ОКН, выявленном ОКН; установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Наиболее важной новацией является прямой запрет сноса объектов, в отношении которых подано заявление о постановке под госохрану, включенных в соответствующий официальный перечень – «объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия». Разумеется, до окончания процедуры подтверждения историко-культурной ценности.
Ранее такие объекты собственники и застройщики стремились немилосердно снести, пока их ценность не успели подтвердить официально. Органам охраны наследия иногда удавалось защитить такие объекты, опираясь на собственный авторитет, энтузиазм и толкования некоторых других статей 73-ФЗ.
Теперь у них (как и у общественности) появился неотразимый законодательный аргумент.
Почти одновременно Конституционный Суд Российской Федерации принял специальное постановление, которым указал на право судов применять «меры предварительной защиты по административным искам в сфере охраны объектов культурного наследия», обязывая собственников зданий или земельных участков не сносить объекты, «обладающие признаками», до решения органов охраны памятников об их статусе.